Анатолий Барабанов: «Один из факторов успеха – хороший наставник» | ФНЦ агроэкологии РАН
Новости Центра

Анатолий Барабанов: «Один из факторов успеха – хороший наставник»

ФНЦ агроэкологии РАН работает более 90 лет, за эти годы в стенах Центра учились, проводили исследования, получали ученые степени и награды если не сотни, то десятки различных специалистов. Некоторые из них трудятся в Федеральном научном центре с молодых лет, а сегодня передают свои уникальные знания молодому поколению ученых, которые только начинают свой путь в науке. Один из них – доктор сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией защиты почв от эрозии Анатолий Тимофеевич Барабанов. Недавно он отметил юбилей – 85 лет, 60 из которых он посвятил науке.

– Анатолий Тимофеевич, расскажите, по какой причине Вы решили построить карьеру именно в науке? Почему эта сфера деятельности?

– Изначально я не думал и не мечтал о науке. Судя по тому, кто у меня преподавал, о каких ученых читал в книгах, полагал, что люди в науке – выдающиеся личности. Считал, что я далек от этого мира и попросту недостоин. Мне было с кем сравнивать. В Сталинградском сельскохозяйственном институте, где я учился, работали выдающиеся учителя и ученые. Это – профессора Г.М. Тумин, А.С. Радов,  П.П. Бегучев, Л.И. Казакевич и другие. Сам я из простой семьи: мой отец погиб на Великой Отечественной войне, мама работала в колхозе, она даже не могла поставить свою подпись на документах, так как не смогла получить образование.

Во многом мою научную судьбу определили люди, которые встречались на жизненном пути. После окончания вуза мой старший товарищ, который на тот момент уже завершил обучение в аспирантуре, долго уговаривал и меня пойти в науку, убеждал, что мне необходимо поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию. Так убеждал, что пришлось пойти (смеется). Поступил в аспирантуру во Всесоюзный НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ, сейчас ФНЦ агроэкологии РАН). По окончании оставили там работать, и задержался надолго, в общей сложности работаю в науке 60 лет. Большую часть жизни проработал, конечно, в этих стенах – во ВНИАЛМИ (ФНЦ агроэкологии РАН), но 8 лет трудился в Курске во вновь образованном Всесоюзном НИИ защиты почв от эрозии, туда пригласили моего учителя Георгия Пантелеймоновича Сурмача, а он позвал с собой нас с Евгением Александровичем Гаршиневым, тоже его учеником.

– Путь в науке длиной в 60 лет – это достойно большого уважения. За такой внушительный период Вам удалось сделать немало, какие свои достижения Вы бы выделили?

– Достижения…трудно сказать. Не хочу показаться нескромным, но для науки кое-что я все-таки сделал. Но это не только моя заслуга, но и людей, которые долгие годы меня окружали: мои школьные учителя, начиная с первого класса, педагоги в вузе, а в науке мой главный учитель – профессор, доктор сельскохозяйственных наук Георгий Пантелеймонович Сурмач. Он определил направление моей научной деятельности. Важную роль в определении направления научного поиска имели труды профессора Алексея Семеновича Козменко – учителя  моего учителя. Очень плодотворным было творческое общение, совместная работа и дружба с талантливым человеком – доктором сельскохозяйственных наук Евгением Александровичем Гаршиневым. Мы работали бок о бок долгие годы, были единомышленниками, хотя и возникали иногда разногласия. В некоторых работах даже трудно определить вклад каждого, все делали вместе, сообща. Иногда хорошие идеи возникали в процессе обмена мнениями, обсуждения возникающих вопросов. Очень полезно было творческое общение, совместная работа и дружба с учеником Г.П. Сурмача Валентином Павловичем Борцом. Много хороших людей окружали меня и во ВНИАЛМИ и во ВНИИЗиЗПЭ. Но их со временем не стало, и мне нужно было продолжать наше общее дело.

Мной сформулирован ряд теоретических выводов и практических предложений, определяющих направления разработки новых способов защиты почв от эрозии и углубляющих знания об этом процессе. Несколько позже я открыл закон лимитирующих факторов поверхностного стока талых вод, имеющий большое прикладное значение. Не все согласны с ним, некоторые гидрологи против такой формулировки, однако закономерность доказана стопроцентно. Мне пришлось обобщить данные наблюдений за несколько десятков лет, начиная с 1922 года. Этот вопрос изучали несколько поколений ученых. Уже на основании закона я разработал методику высокоточного прогноза стока, его точность при некоторых условиях бывает до 100%. На нее получен патент. Конечно, не все ученые согласны с ним, но мы знаем, что все новое всегда воспринимают в штыки. Помню, как еще в аспирантуре говорили, что новая истина проходит 3 стадии: «Этого не может быть», «В этом что-то есть», а потом – «А кто этого не знал?».

– Скажите, а чем занимаетесь сейчас, чем живет лаборатория защиты почв от эрозии ФНЦ агроэкологии РАН?

– Сейчас мы продолжаем совершенствовать теорию эрозионно-гидрологического процесса; разрабатываем новые противоэрозионные приемы и даем им экспериментальную оценку; создаем новую методику проектирования системы противоэрозионных мероприятий в адаптивно-ландшафтном земледелии, а на ее основе конкретные проекты для землепользователей.

– Насколько я знаю, в Вашей лаборатории работают несколько молодых ученых, сегодня в России делают ставку на молодых специалистов…

– Безусловно, молодые специалисты очень нужны, без них нет будущего. Чтобы они смогли найти себя в науке, очень важно сохранить преемственность внутри коллектива. Сейчас у нас классический пример преемственности поколений: молодое, среднее и старшее. Так уже состоявшиеся ученые передают свои знания и навыки молодым людям. Именно так живет наука, люди уходят, а знания живут.

– Анатолий Тимофеевич, Вы столько успели сделать за годы работы, а что же дальше? Какие профессиональные планы?

Честно сказать, мне пора уже уходить на пенсию (смеется). Я собираюсь, собираюсь, но никак не соберусь. Есть ряд незаконченных дел, которые необходимо закончить. Например, создать новые научные объекты, отвечающие современному уровню научного знания. Последние объекты создавались 30-50 лет назад. Они очень нужны для будущего науки. Или сейчас мы всей лабораторией взялись за очень важную, трудоемкую работу – издание в 4-х томах «Избранных трудов научной школы Козменко – Сурмача», которой свыше 100 лет. Многие работы, к сожалению, не сохранились, даже у нас в лаборатории их мало, а они не потеряли своей актуальности и будут очень полезны, особенно для молодых ученых. Здесь нужно поработать! Хотелось бы больше опубликовать статей в авторитетных журналах для более широкого ознакомления научной общественности с нашими разработками.

На пенсии планирую написать учебник (на работе нет времени), по защите почв от эрозии хорошего учебника нет, хочу создать учебное пособие для студентов.

 – В заключение хотела бы спросить, что можете пожелать молодым специалистам?

– Хорошего наставника, терпения и трудолюбия, тогда все получится!

Научные сотрудники лаборатории агротехнологий и систем земледелия в агролесоландшафтах выполнили полевой выезд на полигон интенсивного уровня типа I – «Ачикулак» в Нефтекумский район Ставропольского края.

Научные сотрудники лаборатории агротехнологий и систем земледелия в агролесоландшафтах выполнили полевой выезд на полигон интенсивного уровня типа I – «Ачикулак» в Нефтекумский район Ставропольского края.

В рамках выполнения целей важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» по теме: «Оценка экосистемных...

Разнообразие вкусов, талантов и красот региона: в Волгограде открылся фестиваль «Волга-Дон Агро Фест»

Разнообразие вкусов, талантов и красот региона: в Волгограде открылся фестиваль «Волга-Дон Агро Фест»

Один из крупнейших ежегодных фестивалей Волгоградской области — «Волга-Дон Агро Фест» — уже давно вышел за пределы только гастрономического мероприятия....

«Росатом» открыл Центр аддитивных технологий общего доступа в Белгородском ГАУ

«Росатом» открыл Центр аддитивных технологий общего доступа в Белгородском ГАУ

17 июля 2024 года Топливный дивизион «Росатома» открыл Центр аддитивных технологий общего доступа в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего...

Валерий Фальков обсудил приоритеты развития высшего образования с фракцией «Единая Россия» ⠀

Валерий Фальков обсудил приоритеты развития высшего образования с фракцией «Единая Россия» ⠀

Глава Минобрнауки продолжает серию встреч с партийными фракциями Госдумы в преддверии «правительственного» часа, который пройдет в конце июля. ⠀ Отдельное...