Наука и университеты | ФНЦ агроэкологии РАН

Национальный проект "Наука и университеты"

Национальный проект «Наука и университеты» (далее – национальный проект) направлен на достижение единого для сферы науки и высшего образования целевого показателя по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования в рамках достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474).

Национальный проект обеспечивает достижение общественно значимых результатов, направленных на улучшение качества жизни людей и их благополучие:

– качественное образование в университетах доступно во всех регионах Российской Федерации;

– повысилась привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования;

– результаты отечественных исследований и разработок внедрены в экономику и социальную сферу.

  1. Ключевые подходы к формированию национального проекта:

внедрение и развитие эффективно работающих моделей интеграции науки и образования, включающих новые подходы к управлению, сопряжению научной и образовательной деятельности, финансовому менеджменту; передаче объединениям организаций ресурсов и связанной с их использованием ответственности в обмен на расширенную автономию;

– цели и задачи развития вузов и научных организаций должны быть ориентированы на национальные приоритеты, развитие территорий и отраслей, а также создание условий и возможностей для самореализации граждан;

– создание условий для развития региональных систем высшего образования и науки, при которых нивелируются институциональные и административные границы, что способствует социально-экономическому и научно-технологическому развитию субъектов Российской Федерации и страны в целом;

– обеспечение кадрами (как российскими, так и иностранными) регионов и высокотехнологичных отраслей экономики, владеющих своей специальностью на современном, по мировым меркам, уровне, способных ориентироваться в меняющихся производственных процессах, перестраиваться и быть готовыми учиться на протяжении всей жизни.

В единый национальный проект включены как новые результаты, направленные на достижение национальной цели, так и результаты действующих национального проекта «Наука» и федеральных проектов в части компетенций Минобрнауки России национального проекта «Образование» (далее – действующие национальные проекты).

Структура национального проекта сформирована в том числе путем концентрации и перераспределения ресурсов, интеграции результатов и мероприятий действующих национальных проектов с учетом анализа практики реализации действующих проектов, мировых тенденций по интеграции науки и высшего образования, а также изменившейся экономической и эпидемиологического ситуации.

Национальный проект включает четыре федеральных проекта:

– федеральный проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» (сокращенное название – «Интеграция») предусматривает создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня, повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе федеральных органов исполнительной власти и регионов. Запланировано усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики. Интеграционные механизмы за счет концентрации интеллектуальных, кадровых, материальных и других ресурсов позволят осуществлять опережающую подготовку кадров в интересах различных отраслей экономики и экономик субъектов Российской Федерации, развивать прорывные исследовательские направления, создавать на основе российских разработок высокотехнологичные производства, а также формировать конкурентоспособные коллективы исследователей и разработчиков, которые способны «выращивать» новое поколение исследователей для будущего.

– федеральный проект «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» (сокращенное название – «Исследовательское лидерство») направлен на достижение значимых научных результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России, повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров по таким приоритетам, формирования системы трансфера технологий, созданных передовыми научными и научно-образовательными центрами.

– федеральный проект «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» (сокращенное название – «Инфраструктура») включает создание передовой инфраструктуры научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, создание уникальных научных установок класса «мегасайенс», строительство и модернизацию научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования, а также создание комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников;

– федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» (сокращенное название – «Кадры») направлен на формирование сбалансированной системы опережающего воспроизводства кадров для науки и высшего образования, повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей, обучающихся, развитие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников (внутрироссийской и международной). Федеральный проект предусматривает результаты по обеспечению бюджетными местами для очного обучения выпускников школ, повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

Трансформация результатов действующих национальных проектов в единый национальный проект осуществлялась следующим образом:

– «укрупнение» результатов (формирование единого результата, включающего результаты, относящиеся к одной сущности): например, результат по обеспечению создания и поддержки научно-образовательных центров мирового уровня (далее – НОЦ) объединяет 9 отдельных результатов действующих национальных проектов, относящихся к отбору или эффективности деятельности НОЦ. Результаты, относящиеся к показателями эффективности программ деятельности НОЦ, раскрывают сущностные характеристики их деятельности, определенные пунктом 5 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 537, отражены в характеристиках результата;

– интеграция результатов (формирование нового результата, в рамках которого предусматривается, в том числе, достижение результатов, предусмотренных действующими национальными проектами): например, в рамках результата по поддержке образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов – национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию предусмотрено решение ранее поставленных задач по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формированию системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими; по увеличению численности иностранных обучающихся; а также достижение университетами показателей, предусмотренных отдельными результатами федеральных проектов национального проекта «Образование» в части высшего и дополнительного профессионального образования;

– отнесение результатов к текущей деятельности Минобрнауки России и их перенос из национального проекта в государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» с соответствующим перераспределением финансового обеспечения, предусмотренного действующими национальными проектами (например, результат по развитию сети специализированных учебных научных центров по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России), либо с сохранением объемов финансового обеспечения в рамках национального проекта (например, мониторинг трудоустройства выпускников по методике, разработка которой предусмотрена национальным проектом «Наука и университеты», будет на постоянной основе осуществляться в рамках текущей деятельности Минобрнауки России, при этом средства, которые были ранее предусмотрены на эти цели в национальном проекте «Образование» будут перераспределены на иные результаты национального проекта «Науки и университеты» для достижения показателей национального проекта);

– исключение результатов, достижение которых предусмотрено действующими национальными проектами в 2019-2020 гг. (например, создание центров геномных исследований мирового уровня в связи с их фактически созданием в 2019 году, при этом предусмотренная финансовая поддержка данных центров будет продолжена в рамках национального проекта «Наука и университета» и соответствующего результата «Обеспечена государственная поддержка программ создания и развития центров геномных исследований мирового уровня (консорциумов), выполняющих исследования и разработки по актуальным направлениям развития геномных исследований с участием российских и зарубежных ведущих ученых») или реализация которых не вносит вклад в достижение целевого показателя национального проекта или показателей достижения общественно значимых результатов национального проекта (например, создание ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети Россотрудничества, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом);

– включение новых результатов, обеспечивающих достижение целевого показателя и общественно значимых результатов (например, развитие сети центров трансфера технологий, внедрение инструментов развития студенческого технологического предпринимательства, реализация программ внутрироссийской академической мобильности).

  1. Новые инициативы национального проекта:

– поддержка образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов – национальных лидеров, результат предусматривающий выделение государственной поддержки на развитие, формирование региональных, отраслевых и конкурентоспособных университетских центров, аккумулирующих научно-исследовательский, научно-технологический и кадровый потенциал университетов, научных организаций и предприятий реального сектора экономики;

– создание и развитие региональных научно-образовательных математических центров и центров по приоритетам научно-технологического развития (далее – региональные центры). Деятельность региональных центров сочетает в себе научно-исследовательскую и образовательную компоненты. Это позволяет создать в субъекте Российской Федерации (федеральном округе) единую образовательную среду, объединяющую систему общего, высшего и дополнительного образования и приоритетные исследовательские направления по всей траектории образования: школа – университет – аспирантура – первые шаги в научной карьере. Кооперация региональных и отраслевых центров будет способствовать решению важной задачи, связанной с интеграцией российской науки в мировую, подготовке и воспроизводству молодых специалистов по приоритетным исследовательским направлениям;

– создание и развитие инструментов, стимулирующих развитие трансфера технологий, за счет увеличения патентной активности университетов и научных организаций, совершенствования механизмов вовлечения в оборот прав на РИД, удовлетворения технологических запросов индустриальных партнеров на инновации, стимулирования прикладных исследований, опережающие текущий уровень технологического развития, содействие развитию студенческого технологического предпринимательства (в том числе посредством передачи для реализации малыми инновационными предприятиями РИД, имеющих конкурентные преимущества при их внедрении), а также повышения патентной культуры и условий подготовки кадров в области защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Данные результаты будут являться дополнением государственной политики в части совершенствования национальной системы трансфера технологий в целях коммерциализации РИД;

– развитие национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах научных и образовательных организаций Российской Федерации в том числе с целью обеспечения доступа к передовой научной инфраструктуре коллективного пользования (суперкомпьютерным центрам, ЦКП, УНУ, цифровым коллекциям и банкам данных), посредством увеличения пропускной способности магистральной инфраструктуры, территориальной доступности и набора сервисов сети

– развитие программ внутрироссийской академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и опережающего развития приоритетных территорий. Для научно-педагогических работников и исследователей предусматривается реализация проектов по привлечению ведущих российских ученых для реализации научных проектов и образовательных программ в региональных образовательных организациях высшего образования. Ежегодно в течение трех лет с 2022 года планируется поддержка не менее 30 проектов. Для обучающихся вузов и научных организаций отработка пилотных механизмов развития академической мобильности.

  1. Участники реализации национального проекта:

Реализация национального проекта и федеральных проектов в его составе будет осуществляться совместно с Российской академией наук и Российским союзом ректоров, Российским Фондом Фундаментальных исследований и Российским Научным Фондом, НИЦ Курчатовский институт, а также федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные образовательные организации высшего образования и научные организации, представителями академического сообщества и реального сектора экономики. В частности, с участием Российской академии наук будет осуществляться разработка методики расчета показателя национального проекта «Доля выпускников образовательных организаций высшего образования, трудоустроенных по полученной специальности (квалификации)», методики расчета целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования», а также доработана методология расчета показателя «Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования» с учетом синхронизации с показателем «Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования», а также обновление методологии Московского международного рейтинга «Три миссии университета».

В ФНЦ агроэкологии РАН в рамках национального проекта “Наука и университеты” созданы: